Неделя закончилась для
доллара серьезным ростом против евро и фунта и столь же серьезным падением против йены. Основная причина подобных итогов – кризис на финансовых рынках, порожденный проблемами в секторе субстандартного кредитования в США. Именно это стало причиной падения американской валюты в июле к историческому минимуму против евро и 26-летнему против фунта. Когда же стало очевидно, что проблемы выходят за пределы США, приобретая глобальный характер, позиции доллара против европейских валют начали выравниваться, возвращаясь к докризисному уровню. Чем больше проблемы в секторе subprime усугублялись, тем больше лихорадило фондовые рынки, побуждая инвесторов закрывать сделки carry trades, способствуя ускорению роста йены.
На курс доллара на ушедшей неделе мог существенно повлиять мощный блок определяющих экономических данных. Некоторые из них, действительно? оказали влияние. Но в целом, они явно не смогли перевесить настроения на финансовых рынках. Пожалуй, наибольшее влияние фундаментальных данных было отмечено во вторник, когда сильнее прогнозов оказались цифры по ценам производителей и торговому балансу. Доллар получил существенную поддержку на этих релизах. Однако, ИПЦ не смог поддержать почин, заданный индексом цен производителей, оказавшись на уровне слабых прогнозов, чем рынок оказался слегка разочарован. Данные по притоку капитала оказались смешанными, не вызвав серьезных колебаний доллара. Данные по рынку жилья снова снизились, оказавшись слабее прогнозов. Индекс настроений потребителей от Мичиганского университета снизился очень значительно, но особых колебаний доллара не вызвал. Таким образом, эффект от опубликованных экономических данных за неделю выглядит, в целом, уравновешенным.
Естественно, нельзя обойти вниманием внеочередное заседание FOMC в пятницу, на котором было отмечено, что «вероятность замедления роста экономики США стала гораздо выше». Также, по результатам заседания, было принято решение снизить дисконтную ставку на 50 базисных пунктов, с 6,25% до 5,75% с целью предоставить кредитным учреждениям дополнительные финансовые ресурсы. Этот шаг был нацелен на стабилизацию финансовых рынков. После данных решений на рынке начались разговоры о скором снижении основной ставки в США. Большинство уверено, что это произойдет уже в сентябре. Некоторые даже ожидают снижения на 0,5% до конца текущего года. Эти ожидания могут оказать существенное давление на доллар.
Экономические данные еврозоны, опубликованные на прошедшей неделе, добавили импульса падению
евро. В первую очередь, следует отметить более слабые, нежели ожидалось, темпы роста ВВП (притом, что прогнозы итак предполагали заметное замедление темпов экономического роста). Уже второй квартал подряд рост существенно замедляется. Как ожидалось, сократилось промышленное производство в месячном исчислении. В соответствии с прогнозами замедлились темпы роста годового гармонизированного ИПЦ. Эти данные поставили под еще больший вопрос перспективы ужесточения денежно-кредитной политики в еврозоне, особенно, в условиях нынешнего финансового кризиса.
Первым сигналом к снижению
фунта на прошедшей неделе стали неожиданно слабые данные по ценам производителей на входе. Затем, как гром среди ясного неба, грянул релиз по ИПЦ. Годовой показатель снизился с +2,4% до +1,9%, при прогнозе +2,3%. Напомним, что верхняя граница диапазона, установленного Банком Англии +2% в год. При этом, не стоит забывать, что последнее повышение ставки имело место в июле. Эффект от него, разумеется, не мог проявиться в полной мере в данных за июль же. Возможно, ИПЦ в Великобритании еще больше замедлится. Таким образом, даже без учета проблем на финансовых рынках, грозящих замедлением темпов экономического роста, у Банка Англии отпал повод для дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики. А ведь повышение ставки до 6% к концу года до публикации ИПЦ считалось практически делом состоявшимся. Не добавил оптимизма покупателям фунта и протокол заседания Банка Англии в августе, на котором решение оставить ставку без изменений было принято единогласно. Хотя рынок и ожидал именно такого расклада, в новых условиях финансового кризиса подобное решение приобрело новый смысл, свидетельствующий в пользу завершения цикла ужесточения денежно-кредитной политики. Тем более, что большинство членов комитета по денежно-кредитной политике не уверены в необходимости дальнейшего повышения ставки. А комментарии эти делались еще при умеренных проблемах на финансовых рынках...
А поскольку от уже полноценного кризиса на финансовых рынках Великобритании абстрагироваться явно не удастся, то можно начинать вести разговоры скорее о снижении ставки с целью поддержания экономического роста (хотя Банк Англии и заявляет, что британской экономике по силам справиться с нынешним кризисом). Вероятно, фунт в ближайшее время будет оставаться под давлением.
Йена на прошедшей неделе была хед-лайнером всех основных концертов на валютном рынке. Односторонний обвал фондовых рынков стал причиной еще одного серьезнейшего витка сокращения объемов carry trades. В итоге, йена продемонстрировала самый мощный рост с 1998 года. Поддержали йену и заявления премьер-министра Японии Синдзи Абе о том, что тренд экономического роста в Японии является сильным, а Банк Японии будет принимать надлежащие решения относительно денежно-кредитной политики. Эти слова усилили ожидания относительно повышения ставки в Японии. Впрочем, не факт, что глобальный финансовый кризис позволит повысить ставку на ближайшем заседании. Тем не менее, йена в нынешних условиях остается склонной к росту. Остановить его может лишь стабилизация фондовых рынков. В пятницу во второй половине дня они выросли. Будет ли это началом? В любом случае, о стабилизации можно будет говорить, как минимум, после 3-4 дней стабильного роста основных индексов.
Алексей Милманов, MyForex