Доллар закончил неделю в плюсе против основных валют. Стоит ли искать причину в сопроводительном заявлении FOMC к решению оставить ставку без изменений? Вряд ли. Хотя риски для ценовой стабильности снова были обозначены основным поводом для беспокойства, большим сюрпризом это не стало. Даже учитывая то, что, после солидной порции разочаровывающих экономических данных, и рассматривалась возможность смягчения позиции FOMC относительно инфляции. Зато новой стала формулировка о возросшей вероятности замедления роста экономики США, что является минусом для американской валюты. Вырасти же доллару удалось на повышенной нервозности и волатильности на финансовых рынках, по иронии, вызванных проблемами в секторе субстандартного кредитования именно в США. Продолжившееся падение фондовых рынков привело к очередному витку сокращения объемов carry trades, в результате чего укрепилась йена и упали высокодоходные валюты, покупавшиеся за валюту японскую. Судя по всему, большая часть подобных сделок с участием доллара была закрыта ранее. Когда же стало очевидно, что нервозность на финансовых рынках не слабеет, инвесторы стали закрывать сделки и с участием казавшихся более надежными фунта и евро. На этом фоне доллару и удалось вырасти против европейских конкурентов.
А отодвинутые на второй план свежие экономические данные, между тем, не сулят американской валюте ничего хорошего. Наибольшие проблемы из опубликованных на прошедшей неделе данных предвещают цены на экспорт и импорт. Цены на импорт существенно выросли, а на экспорт немного упали. Чем это может отозваться? Да ничем иным, как очередным увеличением дефицита торгового баланса, причем весьма ощутимым. В довесок к вышедшим ранее слабым пейролам, существенно превысило прогнозы количество заявок на пособие по безработице. Заметно упала производительность труда. Увеличился дефицит госбюджета. К позитиву можно отнести лишь рост стоимости рабочей силы и объемов потребительского кредитования. При стабильном рынке доллар наверняка бы снизился на таких релизах. Однако, фундаментальные данные все еще не в фаворе среди факторов, влияющих на курс американской валюты.
В отсутствие определяющих данных, способных повлиять на курс
евро, еще более актуальной стала нестабильность финансовых рынках. Как уже отмечалось, единая валюта существенно пострадала от значительного сокращения операций carry trades с ее участием. В четверг стало очевидно, что кризис в секторе субстандартного кредитования США перебросился через океан на старушку Европу. Данный факт стал очевиден после того, как в число пострадавших собственноручно записался крупнейший французский банк BNP Paribas, объявивший о замораживании активов трех своих фондов вследствие проблем на рынке субстандартного кредитования. Евро серьезно снизился на этой новости. ЕЦБ не стал дожидаться подобных шагов от других участников рынка, и предоставил всем желающим коммерческим банкам кредит под 4% с целью повышения ликвидности в финансовой системе. Желающих нашлось немало – на рынок вылилось 94,8 млрд. евро. Примеру ЕЦБ последовали и другие центральные банки, включая Банк Японии и ФРС США. В этой связи возникает вопрос относительно повышения ставки ЕЦБ в сентябре, которого стали ожидать после необходимости «повышенной бдительности» относительно рисков для ценовой стабильности, высказанной главой ЕЦБ Жаном-Клодом Трише, что традиционно свидетельствуют о перспективе повышения ставки на ближайшем заседании. Возможно ли повышения ставки после того, как ЕЦБ собственноручно вывалил на рынок почти 100 млрд. евро, увеличивая денежную массу? Вопрос не из простых. Учитывая, что представители банка не раз повторяли, что не принимают решение заранее, у них есть полное моральное право оставить ставку без изменений. Судя по всему, повышение возможно лишь в случае, если имевшие место финансовые вливания успокоят финансовые рынки и быстро приведут к стабилизации. В противном случае повышение ставки до 4,25%, вероятно, придется отложить.
Главной новостью для
фунта на прошедшей неделе был инфляционный отчет Банка Англии. Основным моментом отчета стал прогноз относительного того, что к первому кварталу 2008 года ставка будет находиться на уровне 6,00%. То есть, будет повышена еще раз. Эта новость оказала поддержку фунту. В то же время, покупателей британской валюты немного насторожила формулировка о том, что ИПЦ упадет во второй половине 2007 года, достигнет целевого уровня к концу 2008 года, и будет находиться ниже целевого уровня в 2% с середины 2009 года. Это может означать, что на 6% нынешний этап ужесточения денежно-кредитной политики в Великобритании закончится. А вместе с этим может достичь своего пика и рост фунта.
Среди экономических данных с Туманного Альбиона следует отметить промышленное производство. Показатель снизился в месячном исчислении, но вырос за год. Немного сократился дефицит внешней торговли. Однако, данные оказали лишь временную поддержку фунту. Британская валюта, как одна из наиболее высокодоходных, существенно пострадала на сворачивании carry trades и тех же факторов, которые привели к снижению евро.
Падение фондовых рынков и повышенная нервозность на финансовых рынках в целом привели к новому витку сокращения объемов carry trades.
Йена продолжила получать поддержку на этих факторах. Однако, финансовые вливания центральных банков с целью повышения ликвидности финансовых рынков, произошедшие в конце минувшей недели, вполне могут стать непреодолимой преградой на пути дальнейшего роста йены. К тому же, перед Банком Японии, так же, как и перед ЕЦБ, под вопрос было поставлено ожидавшееся многими участниками рынка повышение ставки в августе. Напомним, что Банк Японии также поучаствовал во вливаниях одним триллионом йен. Не будем забывать и о том, что цены в Японии падают, а от ВВП ожидают замедления темпов роста. Прямо скажем, маловато факторов в пользу повышения ставки в августе. Судя по всему, дальнейший рост йены становится все менее вероятным.
Алексей Милманов, MyForex