Прошедшую неделю нельзя записать в актив ни одной из основных валют. Вышедшие релизы оказались, преимущественно, негативными. В результате, соперничество свелось тому, чьи экономические данные больше разочаруют. Прилично досталось
доллару. После резкой волны покупок американской валюты на фоне серьезного роста доходности долгосрочных казначейских обязательств, инфляционные данные поумерили пыл долларовых быков. Индекс потребительских цен оказался немного лучше прогнозов, составив +0,7%. Однако, рост основного показателя в очень значительной степени был обусловлен ростом цен на энергоносители. Ядро же CPI оказалось хуже прогнозов на уровне +0,1% за месяц и +2,2% за год. И это уже совсем недалеко от целевого уровня. Та же «ядерная» тенденция проявилась и в индексе цен производителей. Добавим сюда падение цен на импорт, нулевой рост производства, сокращение загрузки мощностей, резкое падение индекса настроений потребителей, рассчитываемого Мичиганским университетом, увеличение дефицита федерального бюджета. И получим приличного напора холодный душ для покупателей доллара. Впрочем, позитивные моменты тоже были. К ним относится рост розничных продаж и притока капитала в долгосрочные американские активы.
Последнее было вполне предсказуемо в свете роста доходности долгосрочных казначейских облигаций. Однако, сей факт похоже уже отыграл свою роль драйвера рынка. Да и причины роста тут совсем не очевидны. Не исключен сценарий манипуляций со стороны американского правительства, целью которого является заинтересовать инвесторов в покупке гособлигаций. За чем это нужно? Все просто – для погашения долгов по предыдущим облигациям, срок оплаты по которым наступил или скоро наступит и для оплаты которых не имеется достаточных средств. Эдакая система в стиле печально известной «МММ». Учитывая, что всем давно известно о невозможности США расплатиться по всем своим долгам, для крупнейшей мировой экономики четко рисуется перспектива повторения знаменательного события в новейшей истории России, произошедшего в 1998 году. Тогда, напомним, государство расписалось в собственной неспособности погасить платежи по государственным казначейским обязательствам (ГКО). И наступил дефолт. И упал рубль ниже уровня городской канализации. Разумеется, не стоит ожидать подобного обвала в США в ближайшие годы. Возможно, не стоит и в 10-летней перспективе (иначе, вряд ли бы серьезные инвесторы вложили свои кровные в долгосрочные облигации). Однако, исключать факт манипуляций со стороны государства при неожиданных колебаниях доходности долгосрочных казначейских облигаций в США не стоит. Но это рассуждение скорее на долгосрочную перспективу. А пока имеем блок слабых экономических данных из США, что в очередной раз дает повод предполагать окончание затянувшегося коррекционного роста доллара.
Евро бы воспользоваться ослаблением доллара. Но не тут то было. В Европе немного замедлился рост потребительских цен в месячном расчете (HICP). Годовые показатели, правда, остались на прежнем высоком уровне. Заметно замедлился рост производства, упала стоимость рабочей силы. Как результат, единая валюта которую неделю не может получить импульс для покупок со стороны фундаментала. Впрочем, это не помешало евро закончить неделю против ослабевшего доллара в плюсе.
Фунту также не удалось серьезно укрепиться на фундаментале. Инфляционные показатели вышли близкими к прогнозам. И в случае с британской валютой также необходимо отметить «ядерный» вопрос. В то время как в США, базовые инфляционные индексы оказались слабее, нежели ожидалось, в Великобритании они, наоборот, оказались сильнее. Сей факт придает рынку все больше уверенности в продолжении повышения ставок Банком Англии. К позитивным данным также можно отнести сокращение дефицита торгового баланса, к негативным – снижение среднего заработка. В преддверии публикации протокола последнего заседания Банка Англии любые продажи фунта носят временный характер.
Йена уверенно прорвалась к новым минимумам: новый исторический минимум против евро, 25-летний против фунта, 4-летний против доллара. Благодарить следует главу Банка Японии Тосихико Фукуи, который после очередного решения оставить ставку без изменений, так вяло намекнул на дальнейшее повышение ставки непонятно когда, что рынок очень бодро стал избавляться от японской валюты. Не помог йене даже пересмотренный в сторону повышения ВВП. Зато поспособствовало продажам японской валюты сокращение производства. Стабилизация на фондовых рынках активизировала carry trades. В итоге йена закономерно упала к описанным выше минимумам. И до очередной коррекции на фондовом рынке роста йены пока ждать не приходится.
Алексей Милманов,
MyForex