Прелюбопытнейшая неделя для
доллара, выдалась, однако. Главной новостью должна была стать публикация протокола майского заседания FOMC. Но не стала. Заявление мало отличалось от предыдущего. Основные его моменты: инфляция остается основным риском, нет уверенности, что она снижается; базовая инфляция является неприемлемо высокой, должна снизиться; вероятность замедления экономического роста немного понизилась; возможно, экономика США находится в лучшей форме, чем показывают данные ВВП; ситуация на рынке жилья продолжит оказывать существенное негативное воздействие на экономику США в 2007 году. Что сразу бросилось в глаза – оценка базовой инфляции, которая в последние два месяца составила +0,1% и +0,2%. Как-то странно в подобной ситуации слышать заявления о ее неприемлемо высоком уровне. Да и в целом заявление не особо отдавало уверенностью в правильности своих предположений. Обнадеживающим фактором можно было посчитать положительные ожидания по экономическому росту. Публикация пересмотренного индекса ВВП была запланирована на следующий день после протокола. И оказался он еще хуже слабых прогнозов – месячное значение было пересмотрено с 1,3% до 0,6%, более чем в два раза. А ФРС робко утверждает, что возможно, экономика США находится в лучшей форме, чем показывают данные ВВП. Насчет этого, в свете последнего релиза, возникают серьезные сомнения. Доллар начал слабеть.
Однако, позже в тот же день вышел индекс деловой активности Chicago PMI, оказавшийся намного сильнее прогнозов. В связи с этим, потери от снижения на данных по ВВП были по сути нивелированы в преддверии публикации пятничного блока данных, включающих цифры по рынку труда, производственный индекс менеджеров по снабжению ISM, а также личные доходы и расходы граждан. Вышедшие в одно и то же время пейролы, доходы и расходы заставили рынок изрядно понервничать. Количество занятых вне сельского хозяйства увеличилось больше, чем ожидалось. Однако, в сторону понижения был пересмотрен, и без того слабый, предыдущий показатель. Личные расходы американцев минимально превзошли прогнозы и предыдущий показатель, составив +0,5%. При этом, доходы составили -0,1%, при прогнозе в +0,4% и предыдущем показателе +0,8%. Рынок некоторое время пребывал в замешательстве, пытаясь определить, что важнее. Перевесили пейролы, и доллар все же немного вырос. Однако, через полтора часа ожидались еще два важных релиза. Индекс менеджеров по снабжению ISM оказался сильнее прогнозов, также как и индекс настроений потребителей от Мичиганского университета. Доллар еще немного укрепился. Но ненадолго. К концу пятничных торгов американская валюта установила новые дневные минимумы против фунта и приблизилась к минимальному значению против евро, где и завершились торги.
Вероятно, рынок боится переоценить эффект положительных данных из США. Попробуем разобраться, почему. Во-первых, не могло не насторожить пересмотренное в сторону значительного понижения значение ВВП, что ставит под большой вопрос перспективы роста американской экономики. Во-вторых, несмотря на не самые обнадеживающие сигналы из США в последнее время, доходы и расходы граждан, шагали более менее синхронно. Сейчас же мы увидели заметное расхождение. Если оно в дальнейшем усилится, то можно будет говорить, что американцы начинают реально ощущать замедление темпов роста экономики на своем кошельке. А это вполне может привести к возобновлению синхронного шествию доходов и расходов, но уже в отрицательной плоскости. В-третьих, предлагаем взглянуть на тенденцию по пейролам за последние 4 месяца. Февраль +97К, март +180К, апрель +80К, май +154К. Если эта нисходящая синусоидальная тенденция продолжится, то можно будет начинать говорить о кризисе в сфере занятости. А вот где тяжело отыскать отрицательную сторону, так это в производственном индексе деловой активности, который действительно оказался сильным по всем направлениям. Однако, этого пока маловато, чтобы ожидать укрепления американской валюты.
Евро на прошедшей неделе не смог получить серьезного импульса для роста. Темпы роста ВВП немного замедлились, гармонизированный ИПЦ соответствовал прогнозам, производственный PMI оказался слабее ожиданий, безработица в Германии не снизилась, как прогнозировалось. В то же время, в начале недели единой валюте удалось существенно вырасти на данных по внешнеторговому балансу, оказавшемуся намного сильнее предыдущего значения. Стоит отметить и серьезное улучшение потребительских настроений во Франции. Да и в целом, из Франции на прошедшей неделе приходили только позитивные данные. Однако, было и одно настораживающее известие – встреча свежекоронованного президента Франции Николя Саркози с премьер-министром Италии Романо Проди. Этих двух уважаемых господ накануне встречи большой восьмерки озаботил завышенный, по их мнению (в первую очередь, Сарко) курс евро по отношению к доллару и азиатским валютам. И этот вопрос они решили попытаться впихнуть в программу обсуждения «клубом тяжеловесов». Стоит напомнить, что еще до избрания Саркози из Франции раздавались призывы к ЕЦБ прекратить ужесточение денежно-кредитной политики. Теперь вот новый президент решил повысить свой рейтинг во Франции. Даже провел встречу с главой ЕЦБ Жаном-Клодом Трише по этому вопросу. Правда, исходя из последующих заявлений последнего, а также ряда представителей ЕЦБ, их позиция от этого никак не изменилась. Центральный банк, по-прежнему, сохраняет независимую позицию. Однако, это их мнение. А обсуждение этого вопроса будет происходить (если его все-таки удастся включить в программу), в том числе, на уровне глав государств. И мнение первых лиц 2-й и 3-й экономиками еврозоны проигнорировать будет тяжело. Однако, не стоит забывать, что 1-я экономика, Германия, выступает категорически против давления на ЕЦБ и заявляет о том, что сильный евро не создает больших проблем. Кроме того, саммит большой восьмерки, как известно, в этом году 6-8 июня принимает именно Германия. А страна-хозяин, как известно, и выдвигает основные темы для обсуждения. В связи с этим, у франко-итальянской инициативы остается не так уж много возможностей быть рассмотренной. Вероятно, именно поэтому рынок не спешит продавать евро, ожидая очередного повышения ставки в июне.
Никаких определяющих данных, способных повлиять на курс
фунта, на прошедшей неделе не выходило. Среди заслуживающих внимания, немного хуже прогнозов оказался баланс розничных продаж от Британской Конфедерации промышленников, сильнее ожиданий вышел производственный индекс (CIPS). Снизились объемы кредитования. Тем не менее, фунт чувствовал себя довольно уверенно на фоне ожиданий ужесточения денежно-кредитной политики в Великобритании. Показательно, что в то время, когда евро в пятницу пробивал сильную поддержку в паре против доллара, поглощая стопы и устанавливая минимумы на фоне сильного ISM в США, британская валюта отреагировала легким снижением, после чего переписала в пятницу дневные максимумы и там же завершились торги.
Йена на прошедшей неделе упала до новых минимумов и против доллара, и против евро, и против фунта. А против евро – до нового исторического минимума. И в целом, причины для этого были, даже помимо общей слабости йены. В частности, на прошлой неделе были опубликованы данные по промышленному производству и розничным продажам, которые вышли крайне слабыми. В то же время, выросли расходы домохозяйств и сократилась безработица. Но настроений рынка эти позитивные моменты не изменили. Йена продолжает слабеть. Возможно, стараниями Саркози, ситуация изменится после встречи G8. Однако, судя по встречам министров финансов, представляющих большую восьмерку, эти ожидания не особо сильны.
Алексей Милманов,
MyForex